Методика обучения основам автономного существования в различных климатогеографических условиях




  Изучение данного раздела начинается со знакомства с основ­ными причинами возникновения ситуаций автономного существо­вания человека в природной среде. Часть из них обусловлена про­исходящими в природной среде стихийными бедствиями. Следует обратить внимание на эти причины, рассказать о них, о возмож­ности возникновения ситуаций автономного существования че­ловека в природной среде вследствие таких бедствий.

Вторая группа ситуаций автономного существования человека в природной среде возникает внезапно, характеризуется неожи­данностью. Имеются в виду следующие ситуации.

1. Тяжелое заболевание человека, находящегося в удалении от медицинских учреждений, требующее экстренной медицинской помощи.

2.  Резкие изменения природных условий.

3. Вынужденное автономное существование вследствие потери ориентировки, отставания от группы.

4.  Смена климатогеографических условий при переезде в дру­гую местность.

Рассматривая поведение человека в первых трех случаях, надо стараться убедить учащихся в том, что успех выхода к населенно­му пункту или ожидания помощи зависит только от пострадав­ших, от их умений и навыков, выдержки, самообладания, уме­ния избежать конфликтов.

В то же время задача данного раздела — показать детям ту слож­ность ситуации, которая может возникнуть, те лишения и страда­ния, которые претерпевают пострадавшие. Знакомство с фактора­ми выживания должно, с одной стороны, продемонстрировать уча­щимся те неблагоприятные воздействия, которые оказывает природа на человека, не имеющего нужного снаряжения и продуктов пита­ния; с другой стороны, раскрыть необходимость приобретения ка­честв личности, умений и навыков, которыми должен обладать человек для успешного преодоления возникающих трудностей.

Изучение причин возникновения таких ситуаций дает детям от­вет на вопрос: «Как не следует поступать, чтобы не оказаться в ситу­ации вынужденного автономного существования в природной сре­де?» И здесь следует выделить самое главное — это дисциплина и ответственность перед собой, перед родителями, перед группой. Не­дисциплинированный, безответственный ребенок может отстать от группы при движении по маршруту или уйти с бивака, не предупре­див никого, уйти в незнакомый лес, не сказав родителям, и т.д.

Изучение этого раздела поможет учащимся ответить и на воп­рос: «Зачем надо было изучать на первых занятиях основы туриз­ма?» Люди, специально готовящиеся к пребыванию в автономном существовании с тщательно подобранным снаряжением, запасом продуктов, более осмысленно будут действовать и в случае экстре­мальной ситуации. Они готовы к этому и морально и физически.

Учащиеся еще не имеют собственного опыта длительного на­хождения на природе. Мало кто из них бывал в многодневных походах. Поэтому некоторую пользу принесут описания экстре­мальных ситуаций из воспоминаний русских путешественников, исследователей природы. Во многих книгах описаны те, порой нечеловеческие, усилия, которые приходилось проявлять людям в противостоянии неблагоприятным факторам, воздействующим на человека в природной среде.

Вначале полезно рассмотреть факторы, отрицательно воздейству­ющие на организм человека, находящегося в природной среде (при-родно-средовые, экологические факторы и стрессоры). Подробное рассмотрение влияния этих факторов должно способствовать укреп­лению представления об автономном существовании в природной среде без запаса продуктов и нужного снаряжения как об очень опас­ной для жизни ситуации. Особое внимание следует уделить влиянию стрессоров и вызываемых их воздействием изменений в состоянии человека; действиям, направленным на смягчение их воздействия.

Затем следует перейти к рассмотрению факторов, способству­ющих успешной деятельности человека в условиях вынужденной автономии. Здесь следует выделить в первую очередь необходи­мость обучения действиям в условиях автономного существова­ния, выработке нужных морально-волевых качеств, мотивации к преодолению трудностей автономного существования, перенесе­нию лишений во имя высшей цели — выжить.

Конечно, учащимся сложно поверить во все возникающие при автономном вынужденном существовании сложности. Лучший ва­риант — вывести их в поход.

Особенности автономного существования в различных клима­тических зонах — объемный материал. Но сосредоточить внимание учащихся целесообразнее на особенностях родного края. Здесь сле­дует работать в содружестве с преподавателями биологии, геогра­фии. Помощь в изучении особенностей выживания в природной среде родного края могут оказать местные сельские жители, хоро­шо знающие растительный и животный мир, особенности сбора ягод и грибов, охоты и рыболовства. В сборе таких сведений препо­давателю ОБЖ могут помочь юные краеведы. Они, совершая похо­ды по родному краю, могут производить опрос местных жителей.

Частично представление об особенностях автономного суще­ствования в других климатических зонах учащиеся могут получить из изученного материала по географии, биологии. Достаточно ма­териала для самостоятельного изучения этого вопроса могут дать художественная, научно-популярная литература, телевизионные передачи. Можно предложить учащимся самостоятельно подгото­вить по этой теме небольшие доклады.



Создан 21 дек 2011



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
Besucherzahler russian mail order brides
счетчик для сайта